Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему нас учили.

А. Эйнштейн

Вариант 2

Эпоха, во время которой на белорусских землях произошел окончательный переход от присваивающего хозяйства к производящему, — это:

В Раннем средневековье балты граничили на юге с (со):

Для белорусских земель в VIII—IX вв. был(-о) характерен(-но):

Современные белорусские земли в период Древней Руси входили в состав:

Полоцкие князья были изгнаны в Византию после:

Термин «Литва» во второй половине XIII — XIV в. относился к территории:

В битве на реке Стреве в 1348 г. поражение потерпело(-и):

В соответствии со Статутом ВКЛ 1566 г.:

Определите правильное утверждение:

Одним из результатов казацко-крестьянской войны 1648—1651 гг. была(-о):

Определите одну из причин кризиса православия в середине XVI в.:

Установите соответствие:

А) начало Ливонской войны;
Б) заключение Андросовского перемирия с Российским государством;
В) антиуниатское восстание жителей в Витебске;
Г) Акт Варшавской конфедерации о свободе вероисповедания в Речи Посполитой.

1) 1558 г.;
2) 1573 г.;
3) 1623 г.;
4) 1667 г.

Местечко на Гродненщине, в котором ежегодно проводилась одна из крупнейших ярмарок XVIII в., — это:

В конце XV — XVIII в. в ВКЛ братствами называли:

Установите правильную последовательность:

А) создание антидиссидентской Барской конфедерации;
Б) принятие сеймом «Взаимного поручительства обоих народов», гарантирующее равное количество представителей Польши и ВКЛ в правительстве;
В) создание православно-протестантской конфедерации в Слуцке;
Г) провозглашение Поланецкого универсала.

Для положения государственных крестьян Беларуси в начале XIX в. было(был; -а) характерно(-ен; -а):

Попечитель Виленской учебной округи, которая в первой четверти XIX в. охватывала земли Беларуси в составе Российской империи:

Определите изменения, которые были внесены в условия освобождения крестьян Беларуси под влиянием восстания 1863—1864 гг.:

а) отменялось составление уставных грамот;
б) вводился обязательный выкуп крестьянских наделов;
в) уменьшался срок временнообязанных отношений;
г) выкупные платежи снижались на 20 %.

Судебная реформа второй половины XIX в. в Беларуси предусматривала:

Губернский город, в котором в 1906 г. живописец Я. Кругер открыл школу рисования, отмечен на карте цифрой:

Определите правильные утверждения:

Одной из целей столыпинской аграрной реформы было:

В архитектуре Беларуси в конце XIX в. происходило становление стиля:

Линия фронта, которая установилась в октябре 1915 г. и разделила Беларусь на две части, оставалась неизменной до:

Установите последовательность событий:

А) ликвидация Корниловского мятежа;
Б) I съезд крестьянских депутатов Минской и Виленской губерний;
В) антивоенное и антиправительственное выступление солдат на распределительном пункте в Гомеле;
Г) создание в Минске народной милиции во главе с М. Фрунзе.

Идея самостоятельности белорусского народа была впервые выдвинута в:

После расстрела в 1917 г. июльской демонстрации в Петрограде:

Для проведения новой экономической политики в БССР было(-а) характерно(-а):

Определите одно из направлений аграрной политики польских властей в Западной Беларуси в 1920-е гг.:

Начальник штаба партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандующего:

Определите особенность послевоенного восстановления народного хозяйства БССР (1945—1953):

Определите характерную черту экономического развития БССР во второй половине 1950-х — первой половине 1980-х гг.:

Определите одну из характерных черт общественно-политической жизни БССР во второй половине 1950-х — первой половине
1960-х гг.:

Определите правильное утверждение:

Установите соответствие:

А) «Минское направление»;
Б) «Глубокое течение»;
В) «Я из огненной деревни»;
Г) «Христос приземлился в Городне».

1) А. Адамович;
2) И. Мележ;
3) И. Шамякин;
4) В. Короткевич;
5) Н. Чегринец.

Одним из вопросов, вынесенных на Республиканский референдум 24 ноября 1996 г., был вопрос об(о):

Государственная политика подъема сельскохозяйственного производства и его стабильного развития в 1990-е гг. характеризовалась:

Утверждение Государственного гимна Республики Беларусь произошло в:

Установите соответствие между реконструкциями и городами, обозначенными на карте цифрами. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, сохраняя алфавитную последовательность букв нижнего ряда. Помните, что некоторые цифры могут не использоваться. Например: А3Б2В1.

Установите последовательность событий. Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: АГВБ.

А) Поход киевского князя Владимира Мономаха на Менск;
Б) поход киевского князя Мстислава Владимировича на Полоцкую землю;
В) поход полоцкого князя Всеслава Брячиславича на Новгород;
Г) подготовка похода полоцкого князя Владимира против немецких рыцарей, внезапная смерть Владимира.

Прочитайте выдержку из «Летописи Рачинского» о начале восстания М. Глинского.

«В тот же… год в Литве князь Михаил Глинский Заберезинского убил, потому что видел Глинский, что благодаря ему от всех благ отстранен… Скоро король выехал с Литвы на Сойм к Петрикову. Глинский остался в Литве, узрев свое время, отправился на маршалка великого к его двору, который находился в конце моста через реку в городе Гродно… Понимал Глинский, что поставил против себя короля и панов литовских, приятелей покойного. Собирал Михаил союзников, одних родственников, других за деньги, как с Руси, так и с Литвы…»

Используя выдержку, определите два правильных утверждения. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 12.

1) В документе речь идет о начале восстания М. Глинского против верховной власти с целью присоединения ВКЛ к Российскому государству;
2) согласно документу причиной убийства великого маршалка Заберезинского было желание завладеть его имуществом;
3) из документа следует, что в своей борьбе против великого князя литовского и короля польского Сигизмунда I М. Глинский опирался на поддержку католического населения ВКЛ;
4) восстание М. Глинского началось в 1508 г.;
5) по мнению автора документа, потенциальным союзником М. Глин­ского в ходе восстания могло быть русское государство.

Установите соответствие. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв первого блока. Помните, что некоторые данные второго блока могут не использоваться. Например: А4Б2В5Г1.

А) Начало Северной войны между Северным союзом и Швецией;
Б) восстание в Польше, Беларуси и Литве под руководством Т. Костюшко;
В) казацкое движение под руководством С. Наливайко;
Г) начало казацко-крестьянской войны в Беларуси.

1) 1564 г.; 
2) 1595 г.;
3) 1648 г.;
4) 1700 г.;
5) 1794 г.

Выход в свет первого периодического издания на белорусских землях — «Газеты Гродзеньской» — состоялся в _____ году.

Установите соответствие между представленными на фотоснимках портретами деятелей культуры Беларуси XIX — начала XX в. и созданными ими произведениями (сборниками произведений). Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные нижнего ряда могут не использоваться. Например: А4Б1В2.

Определите три характерные черты правительственной политики в Беларуси в конце XVIII — начале XIX в. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 134.

1) Царское правительство считалось с особенностями правового положения населения присоединенных земель;
2) в судебно-правовой сфере в белорусских губерниях вводилось российское законодательство;
3) местным жителям запрещалось работать в губернско-уездной администрации;
4) шляхте давались права российского дворянства;
5) для сохранения своих владений шляхта и духовенство должны были присягнуть на верность Екатерине IІ.

Установите последовательность событий. Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: АГБВ.

А) Создание Горы-Горецкого земледельческого института;
Б) введение выборных земств в Витебской, Могилевской и Минской губерниях;
В) начало проведения реформы П. Д. Киселева в государственной деревне;
Г) свержение самодержавия в России в результате февральской буржуазно-демократической революции.

Установите соответствие. Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв первого блока. Например: А3Б4В1Г2.

А) Образование в Петербурге белорусского издательского общества «Загляне сонца і ў наша аконца»;
Б) первый Всебелорусский съезд (конгресс) представителей белорусских партий и организаций;
В) создание СССР;
Г) наступательная операция германской армии «Свенцянский прорыв».

1) 1906 г.;
2) 1915 г.;
3) 1917 г.;
4) 1922 г.

Белорусский писатель, общественный и политический деятель начала ХХ в., историк, автор «Краткой истории Беларуси» _______ был первым, кто высказал идею полной независимости Беларуси.

Ответ (фамилию) запишите словом в той форме, в которой оно должно быть употреблено в предложении.

Определите три характерные черты социально-экономического развития БССР во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 246.

1) Преобладающее развитие тяжелой промышленности;
2) отказ от централизованного планирования экономики;
3) государственная поддержка сельскохозяйственного производства;
4) преобладание мануфактурного производства;
5) демонтаж колхозно-совхозной системы;
6) проведение мелиорации заболоченных земель.

Установите последовательность событий. Ответ запишите в виде сочетания букв. Например: АВГБ.

А) Подписание договора о создании Союза Беларуси и России;
Б) принятие Закона «О придании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете БССР»;
В) создание с участием Беларуси Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС);
Г) Беларусь окончательно вывела ракетно-ядерное оружие со своей территории.